Конспекты воспитательных занятий

Из опыта работы 

воспитателя Ординой Л.А.

Сценарий воспитательного занятия
Тема: Правила общения
Дата-10 марта 2020г.
Участники-воспитанники 5б класса
Цели:  развитие коммуникативных компетенций младшего подростка.
Задачи:
         Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.
         Научить навыкам позитивного общения учащихся.
         Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.
         Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.
         Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.
Техническое обеспечение: ТСО -тематическая презентация, фонограмма песен,
На доске: девиз занятия «Самая главная роскошь на земле — это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент Экзюпери).
Ход мероприятия
         Вступление
    Ведущий: Все наше общество состоит из мужчин и женщин. Взаимодействие начинается с самого рождения: сначала в кругу семьи, затем в детском саду, в школе. Вот тут-то и начинается самое интересное: чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, кто вам нравится, кто — нет, с кем бы вы хотели дружить, а с кем нет, а к 6–7-му классу вы уже точно определяете свои симпатии и антипатии. Возникает множество вопросов, связанных с общением в различных ситуациях. Но верно то, что у всех людей есть возможности и способности общаться с другими людьми. Кто-то может делать это лучше, кто-то хуже.
         Основная часть
Вопросы для обсуждения:
         Всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным?
         Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?
         Что такое общение?
Общение — это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя.
   Ведущий: Различают вербальные и невербальные средства коммуникации. Вербальное общение -это слова; невербальное общение — выражение лица, поза, жесты, походка.
Сейчас мы с вами попробуем поиграть, используя сначала лишь с помощью вербального общение, а затем не вербального.
Упражнение «Сиамские близнецы»
Упражнение выполняется в парах. Тонким шарфом или платком связываются руки детей, стоящих рядом (правая и левая). При этом кисти остаются свободными. Детям дают по фломастеру. Задача: нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка предлагает ведущий или выбирают сами участники.
Необходимо предупредить играющих, что оценивается не только качество рисунка, но и процесс работы: были ли споры и конфликты между участниками, одинаковое ли участие они принимали в работе, обсуждали ли дети сюжет рисунка, порядок рисования и пр. Можно тактично напомнить об ошибках в сотрудничестве, допущенных детьми, но перед этим необходимо обязательно отметить положительные стороны общения.
Анализ упражнения:
         что было труднее всего?
         Понравился ли ваш рисунок?
         Что необходимо для сотрудничества?

Упражнение «Пустой стул»
Для проведения упражнения необходимо нечетное количество участников.Предварительно все рассчитываются на «первый», «второй». Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула. Его задача - пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего не надо.
Все те, кто сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев, – удержать своих «подопечных». Для этого надо взять игрока за плечи в тот момент, когда он собрался пересесть. Ведущий должен следить, чтобы руки не держались все время над «подопечными». Через некоторое время участники меняются местами. При этом один из участников остается стоять за стулом.
Обсуждение. Как приглашали кого-то на свой стул? Как понимали, что вас пригласили на стул? Что больше понравилось: стоять за стулом или сидеть на стуле?
     Ведущий:- Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например:
О — объединение, открытость;
Б — близость, безопасность;
Щ — щедрость;
Е — единомыслие;
Н — необходимость;
И — искренность, истина;
Е — единение.
Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.
Вывод :
общение — это:
         — стремление к пониманию;
         — желание быть понятым;
         — внимание и внимательность не только к знакомым людям;
         — желание и умение позитивно само выражаться.
Ведущий: Ребята, давай следующее высказывание:
«Самая главная роскошь на земле — это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент Экзюпери).
Вопросы для обсуждения:
— Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту фразу?
— Говорил ли кто-нибудь вам слова: «я не хочу с тобой общаться»?
— Были ли эти слова справедливы?
— Как вы на них реагировали?
 Вывод:Общение — это своего рода понимание другого человека. Нужно создать условия, чтобы собеседник мог высказаться, необходимо внимательно выслушать его, попытаться понять его мысли и чувства. Только так может возникнуть ситуация взаимной симпатии. Вы станете интересны своим знакомым, они с удовольствием будут общаться с вами. Согласитесь, что в игре можно воспроизвести самые невероятные ситуации, придумать всевозможные решения. Человек не может существовать один. Он находится в системе взаимоотношений с другими людьми. Отношения членов коллектива, группы могут строиться на разных основах, носить характер взаимной поддержки или взаимного подавления. Поддерживающая система отношений объединяет людей, дает им возможность эффективно развиваться.
Инструменты повышения эффективного общения:
          уважение друг к другу;
         стремление понимать и сопереживать друг другу;
         возможность открыто высказывать несогласие с решением других членов коллектива на основе уважения, тактичности (не используя инструменты подавления).( слайд)
Притча «Солнце и ветер»
Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи ехал путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с этого путника плащ, тот и будет признан самым сильным из нас». Стал ветер дуть, очень старался, но добился лишь того, что путник сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами. И путник сам снял свой плащ.
Анализ :
         о чем эта притча?
         Какой вывод можно сделать?
         легко ли говорить приятные вещи другим детям?
         Кто-либо тебе сегодня уже говорил что-нибудь приятное?
         Как ты себя сейчас чувствуешь?
Ведущий. Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен, и стараемся избегать общения с людьми, которые неприятны и не вызывают симпатии. Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.
Примером этому может служить Авраам Линкольн, выдающийся президент Америки. Свое общение с людьми он строил таким образом, что не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе теплым и человечным отношением. В 1864 году, в разгар предвыборной борьбы за президентский пост, Аврааму Линкольну пришлось столкнуться с очень решительным, влиятельным и мстительным оппонентом Чарльзом Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы высказать негативное отношение к будущему президенту Америки. Однако несмотря на это Линкольн победил и неожиданно для всех пригласил Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации. Близкое окружение Линкольна не могло понять, почему президент это сделал и как он сумел найти общий язык с Совордом.
Линкольн был не только умен, но и чрезвычайно дальновиден. Он сумел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.
Соворд был поражен отношением Линкольна к себе, служил в его администрации верой и правдой в пользу президента и государства. Именно Соворд стал человеком, с которым Линкольн провел последние минуты своей жизни, когда был смертельно ранен.
Вывод:Нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точек соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.
Упражнение «Давайте жить дружно»
Участники делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний). Если по команде ведущего игроки выкидывают один палец, то смотрят друг другу в глаза; если одновременно по команде (не договариваясь) выкидывают два пальца, то пожимают друг другу руки, а если три пальца, то обнимаются. Выполнив три задания в паре, внешний круг передвигается вправо, и все задания повторяются. Когда количество выкинутых пальцев в паре не совпадает, то выполняется команда, соответствующая меньшему количеству пальцев.
         Рефлексия занятия :
Обмен впечатлениями. Проводится по кругу.
СЕКРЕТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
         В общении:
         Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят, ко мне несправедливы, я забыла и пр.).
         Не снимайте с себя ответственности!
         Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!
         Будьте искренни!
         Будьте мужественны!
         Будьте справедливы!
         Считайтесь с чужим мнением!
         Не бойтесь говорить правду!
         Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!
         Будьте естественны в общении!
         Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес!
         Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!(слайд )
4.Заключительная часть
Ведущий:
-Послушайте юмористическое стихотворение: (выступление воспитанников)
1.Роман Сеф «Таракан»
Залез в бутылку таракан
А вылезти не смог.
От злости бедный таракан
В бутылке занемог.
Он сдох в начале января
Прижав усы к затылку.
Кто часто сердится, тот зря
Не должен лезть в бутылку.)
2.В.Берестов «Петушки»
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно крылышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.)
Ведущий:
-Ребята, будьте общительными, доброжелательными. И жизнь у вас будет полна добрых друзей.

Из опыта работывоспитателя Золотухиной И.Н.

  Тема занятия : « Далекая и близкая Великая Отечественная..»          

Цель: Систематизация, обобщение  знаний по событиям Великой Отечественной войны, приближая к знаменательной дате « 75- летие  Великой Победы»
Задачи:
Образовательные: 
- систематизировать и закрепить знания об основных этапах войны, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне;
- раскрыть историческое зна­чение победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Коррекционно-развивающие:                                                            
- коррекция мышления через установление причинно-следственных связей;
- продолжать развивать познавательные способности при обобщении исторического материала;
- продолжать развивать умение рассуждать, формулировать вопросы, выступать с устными сообщениями.
- продолжать развивать умение выражать свое отношение к событиям, историческим действиям, развивать умение слушать окружающих.
Воспитательные: 
- формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях. Развивать способности сопереживать чувствам людей .Воспитывать нравственные качества личности ,на примере исторических событий нашей Родины.
Методы:
Словесный – рассказ, беседа.
Наглядный – презентация, видеоролики.
Практический – самостоятельная работа.
Оборудование и материалы:
- Ноутбук, проектор, экран;
- Презентация видеоролика «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»;
- Рабочие тетради, ручки, карандаши;
- Видеоролик «День Победы»;
- Портреты военачальников ВОВ Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева;
- Карточки с заданиями. Анкета предварительного опроса учащихся.
Тип занятия: Обобщение и систематизация знаний.
Форма занятия: Путешествие во времени. 75 лет победы страны над фашистской Германией.
ХОД занятия:
1. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Улыбнитесь друг другу. Давайте настроимся на работу.
Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами совершим путешествие в историю нашей великой страны России. Чтобы перенестись во времени, давайте посмотрим видеоролик.

Беседа по вопросам:
    - Как вы думаете, какое событие отражено в видеоролике? (Начало войны, голос диктора ,самолеты в небе со свастикой.)
- Когда произошло это событие? (ранним утром 22 июня 1941 года)
- Чей голос звучал по Всесоюзному радио, оповещая о начале ВОВ? (Диктора Левитана Ю.Б.)
- За три недели  до вторжения фашистов в нашу страну советский разведчик передал в Москву, что война начнется   22 июня.  Кто был этим разведчиком? (Рихард Зорге ,работал нашим дипломатом в Японии).
- Как вы думаете, почему мы отправились именно в это время, время ВОВ? (Потому что, скоро нас ожидает огромная знаменательная дата – 75-летие Победы над фашистской Германией)

2. Сообщение темы, целей и задач занятия:
Правильно, ребята. Тема нашего занятия- «Великая Отечественная война»,такая далекая по времени и близкая ,потому что мы победили и мы горды. .
Цель нашего занятия – вспомнить, а возможно и узнать и закрепить знания об основных этапах войны, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне.

3. Работа по теме занятия:
Воспитатель:
2020 год – год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, победы над фашизмом, над злом, ненавистью, агрессией. Солдаты Великой Отечественной войны верили, что об испепелённых годах войны будут знать дети, внуки, правнуки. Ныне живущие и все последующие поколения. Так выполним их волю.  Снова и еще раз вспомним военные дороги наших отцов,  дедов и прадедов. Вспомним, как это было.  Постараемся выяснить, почему же выдающийся советский и российский писатель Виктор Астафьев предостерегает людей: «… Это не должно повториться!». (слайд 1)

«Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в Красноярском крае. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве.
Когда Виктору было 7 лет, он остался сиротой, отец был в тюрьме, а мать умерла. Виктор Астафьев получил направление в детский дом.
В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.
Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

? – Как вы понимаете, это выражение? (ответы детей)

Задание «Кластер» (индивидуальная работа, затем у доски). Для того, чтобы вам легче было вспомнить те далекие военные годы, давайте выполним задание. Я предлагаю составить Кластер. Оставьте от темы 5 клеточек и по середине листка напишите  «Великая Отечественная война», над стрелками запишите то, что вы знаете о Великой отечественной войне. (выполняют) (слайд 2)
Примерные ответы детей: война, 22 июня, День Победы, 70-летие Победы, 1941 г. – начало войны, 1945 г. – окончание войны, Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Московская битва, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, Курская битва, взятие Берлина.

Проверка выполненного задания:
- Давайте проверим, какие знания о Великой Отечественной войне у вас есть? (ответы детей)

Составление кластера на доске.

Воспитатель:
Молодцы! Я вижу, что у вас есть знания. Мы можем отправиться в наше путешествие во времени. (слайд 3)
Чтобы путешествие прошло успешно, и мы не сбились с пути, у нас должен быть маршрут. Давайте вспомним основные события Великой Отечественной войны. (ответы учащихся)

Раздаточный материал: задание на карточке - соотнесите даты с событиями и запишите на листках: (проверка на слайде) (слайды 4-5)
1. Московская битва
2. Сталинградская битва
3. Курская битва
4. Блокада Ленинграда
5. Берлинская битва
А) июль 1942 -  февраль 1943 гг.
Б) весна 1945 г.
В) декабрь 1941 – апрель 1942 гг.
Г) июль 1943 г.
Д) сентябрь 1941 – август 1944

1.
2.
3.
4.
5.
В)
А)
Г)
Д)
Б)

Воспитатель:
С этим заданием мы справились, а сейчас давайте вспомним советских военачальников, участников Великой Отечественной войны. (Показываю фотографии, учащиеся называют имя военачальника, портрет вывешивается на доску).
Г.К. Жуков
К.К. Рокоссовский
И.С. Конев
Сообщение ученика
Георгий Константинович Жуков (1896-1974) - советский военачальник. Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа».
Когда началась Великая Отечественная война, Жукова назначили начальником Генштаба и заместителем наркома обороны СССР. Он участвовал в разработке и осуществлении самых крупных военных операций во время Великой Отечественной войны. Почти все эти операции были успешными.
8 мая 1945 года в 22:43 (9 мая 0:43 по московскому времени) в Берлин Жуков принял от гитлеровского генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля безоговорочную капитуляцию войск фашистской Германии.

Сообщение ученика
Константин Константинович Рокоссовский (1896-1968) - советский и польский военачальник, Маршал Советского Союза (1944).
Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны. Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945).
Руководил крупными операциями - Битва за Москву, Сталинградская битва, в результате которых были достигнуты выдающиеся успехи в разгроме немецко-фашистских войск.
Во время Берлинской наступательной операции войска 2-го Белорусского фронта под командованием К. К. Рокоссовского своими действиями сковали главные силы 3-й немецкой танковой армии, лишив её возможности участвовать в битве за Берлин.
Командовал историческим Парадом Победы в Москве.

Сообщение ученика
Иван Степанович Конев (1897 -1973)
Маршал Советского Союза (1944), прославленный полководец, командующий рядом фронтов в годы Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза.
Блестяще организовал и провел ряд важнейших операций, участвовал в битве за Москву, в Курской битве, штурме Берлина, освобождал Прагу. Решительность в проведении операций принесла Коневу славу мастера окружений, близость к бойцам - звание солдатского маршала.


Мозговой штурм «Исторические места, связанные с Великой Отечественной войной».
1.  Крепость, построенная в 1833-39 годах, героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость. (Брестская крепость) (слайд 6)

2. Этот город называли «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьезное сопротивление. Назовите этот город (слайд 7)
1) Смоленск                        3) Ленинград
2) Курск                              4) Брест

3. В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов И.В. Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов (18 вражеских танков). Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы? (слайд 8)
1) Москва                                                3) Севастополь
2) Одесса                                                 4) Ленинград

4. Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 года после 250-дневной обороны? (слайд 9)
1) Москва                                                3) Севастополь
2) Одесса                                                 4) Ленинград

5. «Дорога жизни» - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединила блокадный Ленинград с Большой землей. По какому озеру она проходила? (Ладожское озеро) (слайд 10)

6. 12 июня 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение (с обеих сторон участвовало до 1200 танков). Около какой деревни оно состоялось? (д. Прохоровка) (слайд 11)

7.  В декабре 1941 года началось контрнаступление советских войск под… (слайд 12)
1) Киевом                                         3) Сталинградом
2) Ленинградом                            4) Москвой

: Продолжаем наш штурм…
Рассуждение по вопросам:
 ? - В истории нашего государства была Отечественная война 1812 года. Есть ли сходство в этих двух войнах. 
Примерный ответ детей: и Наполеон и А. Гитлер мечтали завоевать весь мир; население России и Советского Союза одинаково сплотились для отпора врагу; было развернуто партизанское движение в тылу врага.

? - Почему во время Московской битвы Сталин не отменил парад в Москве?
Примерный ответ детей: Парад был проведен, для того чтобы поднять дух всех советских людей; показать, что война не наступление на Москву не сломила жителей этого города.
? - Что случилось бы с городом Ленинградом, если бы немецкие войска захватили его?
Примерный ответ детей: Город был бы разгромлен, разрушены крупнейшие военные предприятия, архитектурные и культурные памятники.

? - Как советскому народу удалось выстоять в Великой Отечественной войне?
Примерный ответ детей: Советские люди во время войны проявили массовый героизм, показали бесстрашие, мужество и стойкость, умение жертвовать собой ради других. Советские люди защищали свое Отечество, свою Родину.

 ? - Только ли взрослое население защищало свою Родину? (Нет, помогали дети)


Воспитатель:
В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, вязали и собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.
Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. (слайд 13) В лучшем случае их ждал советский детдом (слайд  14), в худшем – фашистские застенки.
Эту девочку,которая не дожила до 15 лет,всегда вспоминают в связи с блокадой Ленинграда. Она символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Ее дневник, состоящий из девяти записей, передает весь ужас и чувство безнадежности, которые охватывали ее душу, когда один за другим уходили все ее близкие. Летом 1941 года Савичевы собирались уехать из Ленинграда, но не успели, война застала их врасплох. Им ничего не оставалось кроме того, чтоб остаться в блокадном городе и помогать по мере сил фронту, надеясь на окончание этого ужаса. Записная книжка досталась Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела, ее считали погибшей. Тогда Таня и стала делать свои страшные записи.(слайд 15)
Таню нашли в ее доме служащие санитарных команд. Таня Савичева умерла  1 июля 1944  года, так   и  не дожив  до Победы, так и не узнав, что ее сестра Нина и брат Миша живы, что она не одна. Дневник Тани стал одним из доказательств обвинения  на  Нюрнбергском  процессе, а сегодня он выставлен в музее истории Ленинграда, его копия – в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориала. Этот подвиг девочки навсегда вписан в общие страницы памяти об этой войне.
Задание:
Ребята, какие качества помогли одержать победу? Выберите качества, присущие советскому солдату, объясните:

ТРУСОСТЬ
СТОЙКОСТЬ
ЭГОИЗМ
УМЕНИЕ ЖЕРТВОВАТЬ СОБОЙ
  ГЕРОИЗМ
  БЕССТРАШИЕ
  СЛАБОСТЬ
  МУЖЕСТВО

4. Рефлексия.
Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде (слайд 16):
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Я приобрёл…
Мне захотелось…

5. Подведение итогов:
Всё дальше уходят в историю грозные и героические события Великой Отечественной войны. Но мы с вами должны всегда помнить беспримерный подвиг советского народа, который одержал великую победу на фронте и в тылу.
На этом одно из наших наших путешествий во времени окончено.
Занятие заканчивается звучанием песни  День победы». (слайд 17)





Конспект занятия воспитателя 10а класса Гулевой Ю.А.

Тема занятия: «Когда говорят пушки, музы молчат?»
(в рамках проекта духовно-нравственного направления)
Возрастная группа –14-16 лет
Форма занятия – интерактивная беседа

Цель: активизация знаний  обучающихся о роли музыкального творчества в годы Великой Отечественной войны;
Задачи:
Образовательная: расширить представление обучающихся о роли музыки в годы Великой Отечественной войны; словарный запас.
 Воспитательная: воспитывать патриотизм, гордость за свою страну, уважение к подвигу соотечественников в Великой Отечественной войне.
 Развивающая: закреплять навыки работы с дополнительной литературой, развивать речь, эстетический вкус обучающихся.
Оборудование: презентация к занятию, сообщения учащихся, видеоролики.

Предварительная подготовка:
Подбор записей песен военных лет: «Священная война» муз.А.Александрова, «Синий платочек» муз. Е Петербургского, стихи М.Максимова, «Катюша» муз.М.Блантера, стихи М.И.Исаковского, «В землянке» муз.К.Листова, стихи А.Суркова, «В лесу прифронтовом» муз.М.Блантера, стихи М.Исаковского, «Шумел сурово брянский лес» муз.С.Каца, стихи А.Софронова, «Случайный вальс» муз.М.Фрадкина, стихи Е.Долматовского,  «Валенки».

План занятия.
·        Организационный момент;
·        Основная часть:
1.     Музыкальное творчество как часть искусства;
2.     Роль песен на войне;
3.     Артисты-исполнители военных песен;
4.     Классика тоже в строю.
·        Подведение итогов занятия.  Рефлексия.

Ход  занятия:
1. Организационный момент. Сообщение воспитателем темы и целей занятия.
 Вводное слово воспитателя.
Война — зловещее слово,  чудовищное событие в жизни любой страны. Существует древнее выражение: «Когда говорят пушки, музы молчат». — Как вы понимаете эти слова?- Выражение было создано на основе старой поговорки, употребительной еще в Древнем Риме: Когда гремит оружие, законы молчат—Inter arma silent leges (интэр арма силент легэс). Иначе говоря: искусство отходит на второй план, когда страна ведет военные  действия. В конце этой фразы я поставила вопросительный знак. В течение занятия мы с вами должны собрать доказательства, чтобы подтвердить или опровергнуть эти слова (слайд №1).
Историю делают люди. Именно их умом, их руками создаются творения духовной и материальной культуры. Память поколений бережно хранит имена тех, кто прославил родную землю трудовыми и ратными подвигами.
Сегодня мы с вами будем говорить о культурной жизни нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
«Какое искусство могло быть во время войны?» - спросите вы.
А оно было, только направлено было на помощь тем, кто воевал, для Победы. Каким образом это осуществлялось мы поговорим на нашем занятии. Для того, что бы начать наш разговор, ответьте мне на такие вопросы:

Вопросы учащимся:

1. Дайте свое определение искусства.
2. С какими жанрами искусства вы знакомы?
3. Как вы думаете, какие жанры были особенно популярны во время Великой Отечественной войны и почему?

Воспитатель: Действительно, в годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес к музыкально-театральному  искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно (слайд №2).
Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.
Сообщение учащегося о творчестве Лидии Руслановой (слайд №3).
"Там, где переходы и завалы,
Рваная колючка на столбах,
Умирали наши запевалы
С недопетой песней на губах".
М. Дудин
Воспитатель: Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч...» (слайд №4).
Сообщение  учащегося о творчестве Клавдии  Шульженко.
Воспитатель: В одной из популярных  песен были такие слова: «Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!»
Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года, из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп.

«Священная война» (слайд №5)
Воспитатель: В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн «Священная война». Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли... И вдруг из глубины подземелья послышалась великая песня. Потом раздался сильный взрыв и обломки скалы завалили пещеру... Не сдались советские воины ненавистному врагу.
«В землянке»  (слайд №6)
Воспитатель: Вначале это были стихи, которые автор не собирался публиковать и уж совсем не рассчитывал, что они станут песней.
Это были шестнадцать “домашних” строк из письма моей жене Софье Антоновне", – вспоминал Алексей Александрович Сурков, – "написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой".
Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты “Красноармейская правда” композитор Константин Листов, которому позарез нужно было “что-нибудь, на что можно написать песню”. “Чего-нибудь” не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным в том, что... песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет...
Но через педелю композитор вновь появился у нас в редакции и под гитару спел свою песню “В землянке” (музыкальный отрывок)

"В лесу прифронтовом"  (слайд №7)
Воспитатель: Стихи написаны на Каме, – вспоминал о рождении этой песни Михаил Исаковский, – когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину,  которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу композитору Матвею Блантеру (с ним создавали “Катюшу”). Спустя несколько месяцев услышал по радио, как “В лесу прифронтовом” исполняет Ефрем Флакс (музыкальный отрывок).
«Катюша» (слайд №8)
Воспитатель: Особую популярность песня получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. В Литературном музее в Москве можно найти такие строчки: "Все мы любим душеньку "Катюшу", любим слушать, как она поет, из врага вытряхивает душу, а друзьям отвагу придает".
Исследователь фронтового фольклора саратовец Павел Лебедев обнаружил в газете Карельского фронта "Часовой Севера" от 25 мая 1943 года впервые напечатанный там текст солдатской "Песни о "Катюше", затем включил ее в песенный сборник, и теперь мы воспроизводим саму песню и комментарий к ней автора, бывшего бойца-пулеметчика Василия Шишлякова: "Пишет мать родному сыну из колхозного села: "Расскажи-ка, милый Ваня, как идут твои дела. Расскажи мне, как воюешь, сколько фрицев перебил и какую там Катюшу ты на фронте полюбил". – "Слушай, мать, родного сына, не тая, скажу тебе: сроду я такого друга не встречал еще нигде. Признаюсь, что Катерина мне мила и дорога. От любви и дружбы нашей нет покоя для врага" (музыкальный отрывок).

«Шумел сурово брянский лес» (слайд №9)
Воспитатель: Песня «Шумел сурово брянский лес» сравнительно быстро была написана. Получилась она поистине суровая, широкая, величественная, близкая по духу характеру народных мстителей. Исполнять ее можно было вполголоса в лесу, в землянке, у костра. Осталось только проверить, как песня будет звучать в хоре. В ночь на 7 ноября 1942 года на праздничном вечере, в землянке, вырытой в полусожженной деревне, начальник Брянского штаба объединенных партизанских отрядов А. П. Матвеев объявил; «Вот поэт Софронов, кроме того, что он корреспондент, он еще привез песню, которая специально написана для брянских партизан».
После этого песня стала популярной не только у партизан, но и у фронтовиков. Однако на этом ее история не закончилась. Вторая «премьера» состоялась в годовщину освобождения Брянска – 17 сентября 1966 года. В этот день на центральной площади города, на площади Партизан, в торжественной обстановке был открыт величественный монумент в память о воинах Советской Армии и партизанах, освободивших город от фашистских захватчиков. На постаменте – скульптурная группа партизан, хозяев брянских лесов и тут же слова:
Шумел сурово брянский лес,
Спускались синие туманы,
И сосны слышали окрест,
Как шли с победой партизаны.
Музыкальный отрывок из песни.
«Случайный вальс» (слайд №10)
 Воспитатель: Автор этой песни Марк Фрадкин вспомнил историю, рассказанную знакомым военным летчиком. ...Однажды пришлось этому летчику побывать летним вечером в небольшой деревушке в прифронтовой полосе. Остановились передохнуть. Вдруг офицер услышал звуки музыки – местная молодежь танцевала под старый, разбитый патефон. Он подошел ближе и увидел девушку, одиноко стоящую в стороне. Лейтенант пригласил ее на вальс. Разговорились, но тут пришлось проститься – засигналил шофер, пора в путь. С тех пор прошло много времени, молодой офицер не может забыть эту девушку. Может быть, об этом написать песню?
Работа шла успешно, и вскоре песня была готова. Оставалось лишь проверить ее на слушателях. На всех остановках Фрадкин, аккомпанируя себе на трофейном аккордеоне, исполнял «Офицерский вальс» (так вначале называлось это сочинение) перед бойцами из составов, спешивших на новый участок фронта.
Песня удалась. Об этом можно было судить по тому, с какой молниеносной быстротой она распространилась. Многие эшелоны обгоняли поезд, в котором ехали авторы, и увозили с собой «Офицерский вальс». «Приезжаем мы на какую-нибудь станцию, а там солдаты уже поют:
Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука...
Редко какая новая песня сразу же после своего рождения пользовалась на фронте такой популярностью, как эта. А когда ее спел по радио Леонид Утесов, то, пожалуй, не было человека, который бы ее не знал. Остается добавить немногое. Авторы решили изменить первоначальное название на «Случайный вальс». Ведь песня была не только «офицерской», но и солдатской...(музыкальный отрывок).
Сообщение  учащегося о Леониде Утесове (слайд № 11).
Воспитатель: Нельзя не вспомнить и о таком музыкальном жанре как симфоническая музыка. Мы с вами прекрасно знаем, как помогала выжить и победить музыка. Написанная Дмитрием Шостаковичем в блокадном Ленинграде и вошедшая в мировую музыкальную культуру как 7-я симфония была позже названа "Ленинградской".
Видеоролик с отрывком из 7-й симфонии Шостаковича (слайд №12)
3. Рефлексия. 
Воспитатель: Как вы понимаете тот вопрос, что я вынесла в тему нашего занятия: «Когда говорят пушки, музы молчат?» - ответы детей.
Что нового сегодня вы узнали?

Слайд № 13 «Синквейн» (правила синквейна)  Приложение.

Воспитатель: Попробуем составить синквейн по теме нашего занятия самостоятельно. Итак, тема синквейна – Творчество. Музыка. Война.
- Запишите.
Заслушиваются ответы обучающихся.
-  Вот какой синквейн составила я:
Музыка
Военная, боевая
Воевать, вдохновлять, помогать
Музыка – дело серьезное
Оружие!

Воспитатель: Таким образом, музыкальное искусство в годы Великой Отечественной войны была направлена на помощь фронту. Люди различных областей искусства вносили свой посильный вклад для Победы. Как пелось в одной известной песне: «Одной на всех!..» Мы не должны забывать о подвиге этих людей. Должны помнить и гордиться ими.



Использованная литература:
К истории патриотического мира. Родина: журнал.-1992.- № 6-7.
Сборник песен военных лет. М.,1976г.
«В тылу и на фронте» Издательство политической литературы. М., 1985г.
Павленко Н.Г. Была война… – М., 1994.
Соколов Б.В. Цена победы. – М., 1991
Написание синквейнов и работа с ними  (рус.)Элементы инновационных технологийМедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ)
Интернет-ресурсы


Приложение.

Метод «Написание синквейна»
На этапе обобщения используем приём синквейн. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует в кратких выражениях резюмировать изучаемый материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Например, народ
Народ.
Могучий, храбрый.
Пел, сражался, победил.
Народ- герой войны.

Победитель!



Из опыта работы воспитателя Ивановой Е.Ю.
Воспитательное занятие на тему: «Роль  искусства в Великой Отечественной войне. Литература и живопись».
Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств.
Задачи:
Познавательные:
1.     Способствовать формированию знаний о произведениях искусства Великой Отечественной войны, значение искусства в годы войны и в настоящее время.
2.     Продолжить знакомить учащихся с писателями и художниками военных лет.
3.     Закрепить представления о памятных местах, связанных с Великой Отечественной войной и находящихся на территории разных государств.
Развивающие:
1.     Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
2.     Развивать связную, выразительную речь.
3.     Развивать умение пользоваться дополнительной литературой, СМИ и Интернет, находить информацию и представлять её аудитории в интересной форме.
Воспитательные:
1.     Формировать представление обучающихся о долге, мужестве, героизме и их отражении в искусстве.
2.     Формировать  нравственно-эстетические качества личности гражданина России, патриота своей Родины.
3.     Воспитывать гордость за создателей культурных ценностей, чувство восхищения за их трудолюбие, мужество, творчество, мастерство.
4.     Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.

Форма проведения: воспитательное занятие в рамках проектной деятельности.
Метод: интерактивный.
Приемы: чтение стихотворений, рассказ, беседа, обсуждение, видеофрагменты
Возрастная категория: 14-17 лет .
Оборудование: компьютер, экран, презентация в программе «Power Point»
Предварительная подготовка:
- Подборка материала по данной теме, фотографий и стихов.
- Оформление презентации.
Ход мероприятия (слайд 1)
I.                   Организационный момент
Слайд 2
Воспитатель: Искусство в годы Великой Отечественной войны… Нужно ли оно было в это страшное время?  Это огромная тема, которую не охватить в рамках одного занятия, поэтому мы сосредоточим свое внимание на литературе и живописи.
II.                Вводная часть
Слайд 3
Воспитатель:  В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев сказал: “Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”. Поэзия надела военную шинель и шагнула в бой.  Правда ли, что советское искусство формировало у людей стремление отстоять независимость своей Родины, что считало себя мобилизованным, укрепляло и закаляло дух народа, что оно было сражающимся? Сегодня мы окунёмся в мир искусства времён Великой Отечественной войны.
III.             Основная часть
СРАЖАЮЩЕЕСЯ СЛОВО
Слайд 4
Воспитатель: Поэзия военных лет – это и летопись жизни народной и лирический дневник одновременно. Она сразу выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, она поддерживала, помогала, вдохновляла. Именно поэзия отразила необыкновенную душу нашего человека. В первые дни войны на фронт в качестве бойцов и командиров, политработников и корреспондентов ушло около тысячи литераторов. Поговорим о некоторых из них:
Читает Алина Кондратьева
Слайд 5
На фронт талантливая девушка Юлия Друнина, как и многие писатели-фронтовики, пошла добровольцем. В 1943 году получила тяжелое ранение, по причине которого была признана инвалидом и комиссована. Затем последовало возвращение на фронт, Юлия воевала в Прибалтике и Псковской области. В 1944 году она вновь была контужена и признана непригодной для дальнейшей службы. С присвоенным званием старшины, орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу» Юлия после войны выпустила стихотворный сборник «В солдатской шинели», посвященный фронтовому времени.
Слайд 6
Ее приняли в Союз писателей и навсегда зачислили в ряды поэтов-фронтовиков.
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
1943
Воспитатель: Какие ощущения у вас после прослушивания стихотворения?
(ответы детей)
Слайд 7
Воспитатель: Поэты прославляли ратные подвиги соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами. Одним из наиболее ярких поэтов этой поры стал Константин Симонов.
Читает Дмитрий Брехов
Когда началась война, Симонову было 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом. Начало войны потрясло Симонова и наложило отпечаток на все его последующее творчество. Он сразу же отправился на фронт и в течение всей войны работал в качестве корреспондента газеты “Красная звезда”. Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт. В  1943 году – ему было присвоено звание подполковника, а после войны – полковника.
Слайд 8
Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в "Красной звезде". Симонов стал одним из лучших военных журналистов, пройдя всю войну от Черного до Баренцева моря  и закончил войну в Берлине; был свидетелем последних боев за Берлин, а затем присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии.
…Жди меня… Эти слова стали клятвой, призывом для всех, кто оставался в тылу и сражался на передовой. “Жди меня” - это стихотворение, которое Константин Симонов посвятил своей жене Валентине Серовой и всем, кто ждал своих любимых.
Слайд 9 (видеофрагмент)
К.М. Симонов. «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: – Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
июль-август 1941 года
Слайд 10
Воспитатель: Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до 22 июня 1941 года. Поэтому главной задачей литературы стало помочь партии организовать, направить, сделать целеустремленным и неотразимым боевой дух народа, укрепить его веру в свои силы, готовность сражаться за свое Отечество.
Читает Денис Десятсков
Слайд 11
Ещё школьником Николай Майоров начал писать стихи. Он участвовал с ними в школьных вечерах, публиковался в стенгазете. После школы его ждала учеба на истфаке МГУ. Летом 1941 года вместе с другими студентами поэт роет противотанковые рвы под Ельней. А уже в октябре он узнаёт о том, что его просьба о зачислении в армию удовлетворена. 8 февраля 1942 года политрук пулемётной роты Николай Майоров был убит в бою на Смоленщине...
Опубликованное в марте 1942 года в «Правде» это стихотворение прозвучало как страстная клятва верности своей стране, Родине, Отчизне…
Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Н. Майоров
Слайд 12
Воспитатель: Великая Отечественная война застала Анну Ахматову в Ленинграде. Во время блокады она оставалась в городе. В сентябре 1941 года, когда Ленинград постоянно бомбили,  Ахматова часто выступала по радио. Жизнь поэта была очень трудной. Она тяжело болела. О.Берггольц писала в своих мемуарах: «Зашла к Ахматовой, она живет у дворника, убитого артснарядом… в подвале… На досках, находящих друг на друга, — матрасишко. На краю, затянутая в платок, с ввалившимися глазами — Анна Ахматова… гордость русской поэзии».
Читает Ольга Брехова
Слайд 13
Стихотворение «Клятва» было написано в июле 1941 года. Поэт обращается ко всем русским женщинам, призывая их к терпению, мужеству, душевной стойкости и звучит клятва, которую она дает от имени всего народа. Это обещание дано самому дорогому, святому, что есть в жизни, — «детям», «могилам». Эта клятва священна, нарушить ее невозможно: русские люди никогда не покорятся врагу.

КЛЯТВА
И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Июль 1941, Ленинград
Слайд 14
Воспитатель: Знаете ли вы, кто является автором фразы, которую многие считают крылатой, - «Никто не забыт и ничто не забыто»?
(Ответы детей)
Слайд 15
Воспитатель: Она была написана Ольгой  Берггольц, ленинградской поэтессой, которая стал голосом блокадного Ленинграда, голосом, который ждали умирающие от голода и холода люди, голосом, который давал им надежду…
Читает Мохби Гадоева
Во время блокады она работала на ленинградском радио. Имя Ольги Берггольц знает каждый житель нашей огромной страны, особенно петербуржцы. Ведь она не просто русский поэт, она является живым символом блокады Ленинграда.
Слайд 16
А строка эта, возможно, самая знаменитая в творчестве Ольги Берггольц, высечена на стеле Пискаревского кладбища и не может оставить равнодушным никого из тех, кто пришел поклониться защитникам и жителям Ленинграда:
«Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто».
Слайд 17
Воспитатель: Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это Аркадий Гайдар, Евгений Петров,  Муса Джалиль;
Слайд 18
Совсем молодыми погибли Михаил  Кульчицкий, Всеволод Багрицкий, П. Коган. Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.
Читает Михаил Цибров
 Слайд 19
С 1942 г. появляются крупные литературные произведения, которые даже в это трудное время издавались огромными тиражами. Первая повесть о войне – “Народ бессмертен” В. Гроссмана была опубликована в июне-августе 1942 г в газете “Красная звезда”.
Слайд 20
 М. Шолохов опубликовал первые главы своего романа “Они сражались за Родину”. К. Симонов поведал миру о героическом подвиге защитников Сталинграда в своей повести “Дни и ночи”. Стойкость и Мужество защитников Москвы прославил А. Бек в повести “Волоколамское шоссе”
Слайд 21
В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела наша армия.
Слайд 22
Воспитатель: В годы Великой Отечественной войны у художников, как и у народа, с особой силой проявилось патриотическое чувство. Художники почувствовали, что своим искусством они должны помогать народу в смертельной схватке с врагом.
Читает Ольга Брехова
Слайд 23
Художники-живописцы, работая в трудных условиях войны, создали много значительных произведений, правдиво отразивших героику народной борьбы с фашизмом, все они были проникнуты большим, взволнованным чувством, насыщены патриотизмом.
Слайд 24
Стремление показать советского человека на войне, раскрыть его душевные качества определило характер батальных картин.
Слайд 25
Дейнека Александр Александрович «Оборона Севастополя»,
Слайд 26
Герасимов Сергей Васильевич «Мать партизана»,
Слайд 27
Пластов Аркадий Александрович «Фашист пролетел».
Сначала может показаться, что мальчик прилег отдохнуть, а животные пасутся или спят невдалеке. Только когда мы видим еле заметный улетающий истребитель, становится ясно: случилась беда. Рядом с головой пастушка не ярко-красный цветок — это кровь, которая течет из пробитого черепа. Несколько коров тоже мертвы, а собака жалобно воет рядом с неподвижным телом хозяина.
Слайд 28
Интересна история этой картины.  В 1943 году по распоряжению Сталина полотно привезли на Тегеранскую конференцию и повесили напротив тех мест, где во время переговоров сидели Черчилль и Рузвельт. Результатом встречи стало открытие «второго фронта»
Слайд 29
Воспитатель: Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом.
Слайд 30
Плакат — жанр универсальный. Но плакаты Великой Отечественной Войны -это больше чем жанр, это — летопись, предопределившая Великую Победу великой нации над фашизмом.
Читает Брехов Дима
Слайд 31
Итак, первые дни войны, год 1941. Первым плакатом Великой Отечественной войны является плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда». Авторами являются коллектив графиков и живописцев Кукрыниксы  – Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов, Николай Александрович Соколов) (Кукрыниксы  - псевдоним по первым слогам фамилий)
Слайд 32
Еще одна знаменитая картина созданная Кукрыниксами  -"Таня", посвящённая известной партизанке Зое Космодемьянской, замученной и повешенной немцами.
Полотно художников изображает подвиг  юной девушки, показывает несгибаемое мужество героини, отчаяние крестьян и циничную жестокость немцев.

Читает Гадоева Мохби
Слайд 33
Наиболее известным плакатом Великой Отечественной войны является плакат И.М. Тоидзе «Родина – мать зовет!». Идея создания плаката пришла совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Воздействие этого плаката заключено в психологическом содержании самого образа- выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте.
Воспитатель: Что первое воспринимается, когда смотрим на плакат? (слова-призыв, выражение лица, суровый взгляд)
Слайд 34
Воспитатель: В первые же дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС».
Читает Денис Десятсков
В них сотрудничали поэты Д. Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов, художники Ефимов, Кукрыниксы, Горяев, Черемных. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна; толпы москвичей собирались у витрин, ожидая нового выпуска. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт, самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и селами, внушая людям веру в нашу победу.
Слайд 35
Воспитатель: Во всенародной борьбе с врагом приняли участие не только живописцы, но и мастера скульптуры.
Воспитатель: Кто знает, что это за памятник и где он находится?
Читает Михаил Цибров
Слайд 36
Автор легендарного монумента памяти Великой Отечественной войны «Родина-мать» Евгений Вучетич с первых дней войны ушел добровольцем на фронт. Первое время он служил рядовым солдатом-пулеметчиком, но уже через год получил звание капитана. «Во время одного из наших наступлений, — вспоминал он, — между мной и бегущим впереди молодым лейтенантом упала мина. В нескольких местах ее осколки пробили мою шинель. Обошлось. А лейтенант упал…»
Слайд 37
Воспитатель: После войны Евгений Вучетич был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. Интересный факт: памятник в Трептов –парке возвышается на постаменте из трофейного гранита. Камень был заготовлен на берегу Одера по приказу Гитлера для строительства памятника победы… над Советским Союзом.
Слайд 38
Воспитатель: Кто знает этот памятник? Где он находится?
(ответы детей)
Один из самых известных советских скульпторов Эрнст Неизвестный воевал младшим лейтенантом, он участвовал во многих боевых операциях, в том числе в штурме Будапешта. Он не любил вспоминать о войне.
Читает Алина Кондратьева
Слайд 39
Всего за пару недель до конца войны Неизвестный был тяжело ранен в Австрии: «Я был ранен очень тяжело, разрывная пуля пробила грудь, выбила три ребра, три межпозвоночных диска, порвала плевру. Я только много позже узнал, что я почти Рэмбо, потому что убил двенадцать фашистов. И это был рукопашный бой, лицом к лицу в окопах. Ну и, естественно, я начал умирать. Пока меня везли, немцы вовсю бомбили, мне еще досталось взрывной волной, добавилась контузия. Так что в конце концов я весь был закован в гипс, абсолютно невменяем. И в какой-то момент меня сочли мертвым и отнесли в подвал. Однажды санитары, молодые мальчишки, потащили меня. А тяжело же, они меня неловко сбросили — что с мертвым считаться?! И тут с гипсом что-то произошло, сдвинулось, я заорал. Меня и реанимировали...»
Воспитатель: Эрнст Неизвестный был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
Слайд 40
Воспитатель: Сегодня мы лишь коснулись культуры, созданной нашим народом в годы ВОВ. В трудное время наш народ всегда мог сплотиться. Своей культурой и искусством мы доказали врагу, что варварство присуще им, а наша страна осталась страной свободных и талантливых, никому не покорившихся, художников, поэтов и музыкантов.
Использованная литература:
- История русской советской литературы. Под редакцией проф. П.С. Выходцева. Издательство "Высшая школа", Москва – 1970
- Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. Москва, "Советский писатель", 1985
- Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000
- «Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство». М.,Мысль, 1995
- Головков А. «Вчера была война». Журнал «Огонек»,№25 1991
Интернет ресурсы:
    http://www.youtube.com/watch?v=a9SpvZUqy_Q
    http://www.liveinternet.ru/users/bahit/rubric/4241878/
    http://softsalo.com/sovet_41-45_agit/agit_3.html
    http://www.zaycev.net/pages/626/62618.shtml
    http://muzofon.com/


“Одним из главных рычагов для воздействия на советских граждан, рабочих, воинов, явилась публицистика. Выдающимися публицистами Великой
Советский агитационный плакат Заменим! создан в 1941 году художником В. Серовым. Плакат направлен на призыв советских женщин заменить мужчин, уходящих на фронт, во всех отраслях народного хозяйства. Одно емкое слово Заменим! передает уверенность мужчинам, уходящим на фронт, что тыл будет исправно работать на цель победы над врагом. На плакате изображена женщина, одевающая рабочие рукавицы. А на дальнем плане - идущие на фронт мужчины в военной форме.

Советский агитационный плакат Великой Отечественной войны Отстоим Москву! создан осенью 1941 года художниками Н.Жуковым и В.Климашиным. Плакат создан в то время, когда советский народ напрягал все силы в борьбе против немецких захватчиков, рвавшихся к Москве. На плакате изображен советский воин, находящийся на высоком эмоциональном подъёме и призывающий не допустить врага в столицу. Этой фигурой солдата авторам удалось обобщить черты народного героизма, стремящегося освободить родную землю от врага.

(Слайд 14)

Плакаты Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов стали вкладом нашей страны в сокровищницу мирового художественного наследия XX века. Уже в годы войны советский плакат был признан во всем мире вершиной агитационно-пропагандистского искусства. Несмотря на материальные трудности, сокращение печатных изданий и дефицит качественной бумаги, художники смогли «выковать мощное оружие», способное без промаха разить врага и объединить силы фронта и тыла – армию и народ – для Победы над фашизмом.

 Советские художники-плакатисты выполнили в годы войны свой патриотический долг, создав замечательную по своим художественным и идейным достоинствам летопись борьбы и побед, которая никогда не забудется нашим народом.


С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад непосредственно на фронт, в заводские цеха, к труженикам сельского хозяйства. Только в Москве было создано 700 таких бригад, в Ленинграде – 500. За время войны на фронте побывало около 4 000 артистических бригад, в которых было занято 42 000 творческих работников. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.




Комментариев нет:

Отправить комментарий